14-ая Международная научно-практическая конференция

«НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ НИТО-2020»

г. Екатеринбург - г. Магнитогорск (ГЛК «Абзаково»), 1-5 марта 2021 г.

Итоги конференции

Завершила работу 14-ая Международная научно-практическая конференция «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ» (НИТО-2021), проходившая с 1 по 5 марта 2021 г. в г. Магнитогорск (ГЛК «Абзаково»). Организатором конференции выступил ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) и Научный центр Российской академии образования РГППУ совместно с организациями-партнерами: Уральским Федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Физико-технологический институт, кафедра экспериментальной физики) и ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (Институт энергетики и автоматизированных систем, кафедра бизнес информатики и ИТ), при поддержке Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН (г. Москва).

В конференции участвовало свыше 135 представителей образовательных, научных и коммерческих учреждений (40 очно и 95 заочно) из 38 городов различных регионов России, а также участники из зарубежных стран, представивших свыше 100 статей для публикаций в материалах конференции. В этом году география участников расширилась — представители образовательных учреждений были из 6 стран: России, Казахстана, Армении, Беларуси, Болгарии и Литвы. В рамках конференции были проведены пленарное заседание и работа по 7-и секциям, на которых было представлено и обсуждено свыше 20 очных докладов. Докладчики выступали также и в формате онлайн: удалённо на обсуждение свои темы выносили коллеги из МГУ им. М.В. Ломоносова, Финуниверситета, УрФУ, УрГАХУ и МГТУ им. Г.И. Носова. Наибольший интерес у участников вызвала работа секции «Цифровые решения в научно-образовательной сфере» (48 участников с докладами в очной и заочной форме), а также работа секции «Информационные образовательные ресурсы и средства компьютерной визуализации» (29 участников). Большой интерес вызвали доклады в секции «Цифровые технологии в искусстве, культуре и музыкальном образовании», в рамках которого были представлены достижения в сфере музыкально-компьютерных образовательных технологий, а также ряд докладов, посвященных особенностям применения технологий графического дизайна. Отдельного внимания заслужили мастер-классы, в рамках которых были показаны психологические приемы и тренинги, позволяющие решить трудности адаптации к современной информационной среде, а также обсуждена проблема влияния цифровых технологий на отдельные аспекты эволюционного развития человечества. В рамках планарной сессии и секционных выступлений были представлены как обзорные доклады, посвященные основным цифровым трендам современности и направлениям в научно-образовательной политике, так и актуальные разработки участников в сфере создания современной информационно-образовательной среды высших учебных заведений, технологий онлайн-обучения, цифровых средств моделирования и анализа в научно-образовательной сфере, а также цифровых обучающих программ по различным образовательным направлениям (экономике, музыке, медицине и т.д.). Состоялись полноценные дискуссии по проблемам стратегического развития информационной сферы в образовании и науке, а также по вопросам адаптации обучающихся к информационным технологиям экономико-технологических укладов 5-го и 6-го поколения с учетом воздействия пандемии COVID-19. Проведен Международный конкурс «Медиапроекты в педагогической деятельности преподавателя ВУЗа», в рамках которого было рассмотрено и номинировано свыше 30 проектов по различным направлениям образовательной деятельности.

По итогам конференции издан 4-й номер рецензируемого журнала «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ» (печатная версия) и сборник трудов конференции «Наука. Информатизация. Технологии. Образование» (электронная версия). Оба издания зарегистрированы в РИНЦ (www.elibrary.ru) и находятся в открытом доступе на сайте конференции, также, как и ряд значимых презентаций докладов участников конференции.

По итогам конференции были приняты следующие решения и сформулированы рекомендации в адрес Минобрнауки и Министерства просвещения РФ, а также высших учебных заведений, разрабатывающих образовательные программы в сфере информационных технологий.

1. К основному фактору, определившему специфику образования в 2020-2021 годах, следует отнести влияние пандемии коронавируса COVID-19. Фактически, пандемия дала новый стимул для освоения и развития массовых онлайн-курсов, онлайн-семинаров, сетевых образовательных программ, изменение форматов обучения (аудиторно-дистантных) и т.д. В результате появились тенденции, связанные с быстрым ростом цифровых образовательных сервисов и замещением ими части традиционных занятий, расширением сферы внешних по отношению к вузам образовательных ресурсов и сервисов, появлением коротких обучающих программ (с перспективным внедрением системы микростепеней). Российские ВУЗы, в целом, успешно справляются с проблемой перехода к новым условиям обучения, внедряя и адаптируя для своих нужд широкий круг известных образовательных программ и платформ – MS Teams, Mirapolis, Zoom, Moodle и т.д. Проекты цифровой трансформации образовательной среды в настоящее время в большинстве ВУЗов реализуются в рамках отдельных стратегических программ и затрагивают фактически все сферы образовательной деятельности. Проекты, реализуемые ВУЗами, включают в себя создание электронной информационной среды, разработку курсов дистанционного и онлайн-обучения, внедрение современных (компьютерных, мобильных, аудио- и видео) цифровых технологий в образовательный процесс и т.д. Хорошие показатели в сфере цифровизации образовательной среды, которые в настоящее время демонстрируют ВУЗы федерального и национально-исследовательского статуса могут послужить ориентиром для развития и внедрения апробированных ими технологий в ВУЗах регионального масштаба и специализированных профилей.

Вместе с тем, до сих пор существует много нерешенных проблем в развитии и реализации онлайн-обучения, связанных с ориентацией на преимущественно иностранные программные продукты, распределением учебной нагрузки, финансированием технологий создания курсов, их дисциплинарным наполнением, экспертизой их качества и разработки единых стандартов оценки и зачета результатов их прохождения и т.д. Участники конференции, в целом, придерживаются мнения о недопустимости полной замены очной формы образования на онлайн-обучение, особенно в рамках получения первого высшего образования, а также для студентов-первокурсников, нуждающихся в социальной адаптации к образовательной среде. Очевидно, что подобные технологии должны применяться в рамках смешанного обучения и давать возможность получения дополнительного образования по технологиям непрерывного образования. Следует учитывать обоснованные опасения образовательного сообщества, связанные с тем, что бесконтрольное и нерегламентированное внедрение таких технологий в образовательный процесс может привести к вытеснению высококвалифицированных кадров из сферы образования, негативно повлиять на качество обучения, разрушение имеющихся экосистем высших учебных заведений. Обязательность использования в учебном процессе высших учебных заведений средств и технологий, объединенных в рамках электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), должно сопровождаться разработкой регламентов, учитывающих как функциональное наполнение подобных проектов, так и увеличение объема учебной нагрузки, связанной с работой преподавателя в рамках ЭИОС. Для успешного внедрения ЭИОС в ВУЗах необходимы мероприятия по обучению преподавателей, стимулированию применения ими ЭИОС, упрощению технологий и повышению их функциональности, развитие различных форм обратной связи и т.д.

2. Другим фактором перехода к новому качеству образования стало влияние известных трендов Индустрии 4.0 (ускорение обновления технологий и следующих за ними квалификаций, цифровая революция, экспоненциальный рост информации), поставившей во главу угла задачу формирования поколения инноваторов. Решению данной задачи должны поспособствовать прогнозируемое к 2025 году снятие языкового барьера с закономерной глобализацией рынка образования, выравнивание качества образования за счет цифровизации, формирование индивидуальных образовательных траекторий и цифровых портфолио через блокчейн-технологии (с возможной заменой ЕГЭ, конкурсов) и ряд других образовательных технологий и процессов (адаптивных тестов, геймифицированного и смешанного обучения, перевернутых классов, применение технологий машинного обучения, искусственного интеллекта, использование систем управления обучением (LMS) и т.д.). К процессам, способствующим решению данной задачи, можно отнести и появившуюся в ряде стран (Китай, Канада, США, Израиль, Австралия, Турция) тенденцию, связанную с ориентацией на STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics – естествознание, технологии, инженерия, математика) - образовательную методологию, направленную на повышение конкурентоспособности в области развития науки и технологий.

К сожалению, не все образовательные тренды в России можно соотнести с перечисленными мировыми тенденциями, В качестве примера можно упомянуть происходящий переход на новые стандарты обучения в высшем образовании, повлекший за собой существенное сокращение «контактной» (аудиторной) нагрузки, увеличение практической и уменьшение фундаментальной компоненты обучения, снижение наукоемкости образовательных программ (особенно в инвариантной части) и т.д. Результатом такой образовательной политики могут стать проблемы транспрофилизации у выпускников, обусловленные быстрой сменой профессиональных трендов на рынке труда. Для решения этой проблемы следует активно использовать имеющиеся в РФ успехи, достигнутые разработчиками программ в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» для расширения спектра оказываемых образовательных услуг в информационной сфере (портал «Ресурса одного окна» Национальной платформы открытого образования и др.). Развитие систем открытого образования должно способствовать индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, расширению возможностей для университетов в плане возмещения ими недостающих ресурсов, создания новых направлений подготовки в сетевом взаимодействии между вузами, оптимизации расходов на реализацию образовательных программ, повышению качества обучения и конкурентоспособности на образовательном рынке. Вместе с тем, необходимо тщательно оценивать целесообразность, последовательность и эффективность внедрения цифровых технологий в образовательную среду высших учебных заведений.

3. Необходимо обратить внимание и, по возможности, скорректировать государственную политику в сфере развития цифровых технологий в научно-образовательной среде. Научно-техническая политика в России, в основном, отвечает требованиям времени. Об этом свидетельствует, например, принятие в октябре 2019 года Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года и Дорожной карты развития «сквозной» цифровой технологии «Нейротехнологии и искусственный интеллект». Однако, запланированные ежегодные объемы инвестиций существенно уступают объемам инвестиций лидирующих в развитии данной сферы иностранных государств (США и КНР). Об этом же свидетельствуют и отечественные достижения в развитии, которые есть практически во всем спектре т.н. «прорывных технологий» Индустрии 4.0, но лидерских позиций мы, к сожалению не имеем. Причины подобного отставания, по всей видимости, заложены в проблемах экономического и политического развития, которые наблюдаются в России в последние годы. Применительно к научно-технической сфере эти проблемы сказываются на сокращении мер финансовой поддержки научных разработок – в частности, за счет уменьшения числа конкурсов (Старт-НТИ, инициативных и региональных проектов РФФИ) и грантообразующих фондов. Неоднозначным выглядит и переход большинства фондов и институтов развития в структуру инвестиционного блока на базе госкорпорации развития «ВЭБ.РФ». Наблюдается и общее замедление темпов развития передовых технологий и реализации стратегических государственных программ Индустрии 4.0 и Цифровой экономики (Сколково, АСИ, НТИ, национальные проекты и т.д.), обусловленное проблемами коммерциализации научно-технических разработок (в т.ч. в цифровой сфере). К негативным и неоднозначным решениям следует отнести и появляющиеся проекты реформирования РАН, структурные изменения Минобрнауки и Министерства просвещения, окончание программы «5-100», увеличение числа государственных и законодательных ограничения в цифровой сфере и т.д. Очевидны также проблемы планирования в рамках государственных программ в информационной сфере – отрыв показателей проектов от развития реальной экономики, ведомственный подход, необходимость настройки отношений между субъектами проектов и т.д.

Для достижения эффективных результатов при реализации нацпроектов «Образование» и «Наука», Национальной технологической инициативы (НТИ-2035), Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, программы "Цифровая экономика Российской Федерации" необходимо своевременное формирование дорожных карт в рамках данных проектов, государственная и внебюджетная поддержка проектов на конкурсной основе с последующим своевременным их финансированием. Упомянутые программы имеют серьёзную направленность на первоочередное использование информационных технологий с учетом изменений, происходящих в рамках общественного перехода к 5-му и 6-му технологическим укладам и, в свою очередь, определяют контуры будущего на основе интегрального рассмотрения вопросов развития науки, промышленности, экономики и образования. В качестве мер, заслуживающих поддержки и развития, следует упомянуть потенциальный проект Минобрнауки "Приоритет-2030" (Программу стратегического академического лидерства для российских ВУЗов), запуск большого числа акселераторов стартапов на базе госкорпораций, увеличение числа компаний-резидентов Сколково и т.д. Всё это говорит о том, что несмотря на имеющиеся трудности, Россия не может остаться на обочине прогресса в цифровой индустрии и хоть и не является законодателем мод в данной сфере, в состоянии поддерживать достаточно высокий уровень передовых технологий.

4. При формировании научно-образовательной политики следует обратить внимание на фактически оформившийся рынок EduNet и рекомендовать ВУЗам и бизнес-структурам более активно и заинтересованно участвовать в его развитии. Ориентация исследовательской и образовательной деятельности отечественных университетов и научных институтов на технологические направления НТИ – таких как искусственный интеллект, биотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика, системы искусственного интеллекта, CALS- и САПР-технологии, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы и т.д. – позволит им быть востребованными на горизонте ближайших 20 лет со стороны не только высокотехнологичных отраслей отечественной экономики, но и государства и общества в целом. Следует активно поддерживать частную инициативу в данной сфере с учетом опыта развития подобных проектов в мире – через целевые государственные программы и краудфандинговые проекты. В рамках различных форм государственного финансирования (через систему госзаданий, конкурсную поддержку стартапов, центров компетенций и т.д.) следует избегать имеющиеся перекосы в региональных и структурных направлениях развития и поддержки, а со стороны образовательного сообщества необходима поддержка упомянутых инициатив, готовность и вовлеченность в планы по их реализации. Подобные проекты должны развиваться в рамках стимулирующей поддержки, а не характерного для сферы общего образования ограничительного контроля и выступать в качестве всё более доступной сферы дополнительного образования с широкими вариативными возможностями.

5.Одним из направлений поддержки со стороны государства могут стать инновационные площадки или платформы, на которых разрабатываются и тиражируются научно-педагогические и учебно-методические проекты, предполагающие одновременно еще и модернизацию организационных, кадровых, правовых, экономических условий развития образовательных организаций. В рамках подобной деятельности можно решить проблемы реализации инновационной и экспериментальной образовательной деятельности, связанной с жестким соблюдением федеральных образовательных стандартов. В большей степени свобода и качество инновационной образовательной деятельности проявляется при реализации образовательных программ согласно самостоятельно установленных стандартов. Для создания региональных инновационных пространств можно сделать акцент на создание сетевых многомодульных центров компетенций в субъектах РФ, обеспечивающих опережающее образование и его экспорт, фундаментальные междисциплинарные научные исследования, социальные инновации, трансформацию деятельности некоммерческого сектора, агрегацию идей для промышленных предприятий, сельскохозяйственных производств и иных предпринимателей; продвижение проектов в согласованном виде с органами государственной власти и местного самоуправления в рамках национальных проектов.

6. Широта охвата и темпы развития Индустрии 4.0 заставляют начинать обучение информационным технологиям с гораздо более раннего возраста. В этой связи следует обратить внимание и оказывать меры государственной и частно-корпоративной поддержки (в т.ч. через институты развития, краудфандинг и т.д.) появившимся в последние годы проектам обучения в сфере дошкольного, школьного и среднего профессионального образования – дополнительным обучающим программам, созданию специализированных классов и гимназий, проведению летних и зимних школ, семинаров, тренингов и т.д. Подобные формы обучения требуют помимо финансирования, подготовки контингента преподавателей, разработки обучающих программ, цифровых образовательных платформ и отечественного оборудования для различных возрастных групп.

7. Необходимо обратить внимание на то, что увеличение числа обучаемых по направлениям ИКТ студентов, а также ориентация на задачи национальных проектов, широкое внедрение в образовательный процесс принципов и методов НТИ, Стратегии НТР РФ, программы «Цифровая экономика» и т.д., требует помимо обязательного обучения по дисциплинам информационного направления параллельного увеличения внимания к фундаментальной части образования студентов – по математическим и естественнонаучным дисциплинам. Следует обратить внимание на необходимость обучения дискретной математике и математической логике, как основам понимания современных информационно-вычислительных процедур. Переход на стандарты ФГОС 3++, с учетом увеличения объема практической подготовки студентов не должно приводить к существенному уменьшению, а иногда и исчезновению вышеперечисленных направлений подготовки. В образовательных технологиях по инженерно-техническим и естественнонаучным направлениям следует активно использовать современные электронные и информационные средства обучения, основанные на цифровых методах измерения и обработки данных, мультимедийных и дистанционных технологиях, разумно сочетая их с аналоговыми средствами и формами.

8. Переход на новые информационные образовательные технологии затрагивает, в отличие от предшествующих технологических изменений фактически все сферы общественной жизни и требует внимания не только к технологическим, но и к психолого-физиологическим аспектам данного процесса. В качестве примера, следует упомянуть необходимость учета в процессе обучения особенностей психологического и физиологического восприятия информации современным поколением обучающихся, проблему профессионального и жизненного выбора в условиях быстро меняющегося рынка труда, выявленные различия результативности обучения с использованием электронных и традиционных способов, влияние пандемии и т.д. Данные вопросы требуют более глубокого изучения с учетом непрерывно меняющихся реалий современного информационного общества.


  1. Программа конференции
  2. Сборник конференции
  3. Презентации: