13-ая Международная научно-практическая конференция

«НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ НИТО-2020»

г. Екатеринбург - г. Магнитогорск (ГЛК «Абзаково»), 24-28 февраля 2020 г.

Итоги конференции

Завершила работу 13-ая Международная научно-практическая конференция «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ» (НИТО-2020), проходившая с 24 по 28 февраля 2020 г. в г. Магнитогорск (ГЛК «Абзаково»). Организатором конференции выступил ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) и Научный центр Российской академии образования РГППУ совместно с организациями-партнерами: Уральским Федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Физико-технологический институт, кафедра экспериментальной физики) и ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (Институт энергетики и автоматизированных систем, кафедра бизнес информатики и ИТ), при поддержке Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН (г. Москва).

В конференции участвовало свыше 130 представителей образовательных учреждений из 33 городов различных регионов России, а также преподаватели из Белоруссии и Польши, представивших 138 статей для публикаций в материалах конференции. В рамках конференции были проведены пленарное заседание и работа по 7-и секциям, на которых было представлено и обсуждено свыше 50 очных докладов. Наибольший интерес у участников вызвала работа секции «Цифровые решения в научно-образовательной сфере» (46 участников с докладами в очной и заочной форме), а также работа секции «Цифровые образовательные ресурсы и средства компьютерной визуализации» (29 участников). Большой интерес вызвали доклады в секции «Цифровые технологии в искусстве, культуре и музыкальном образовании», в рамках которого были представлены достижения в сфере музыкально-компьютерных образовательных технологий, а также доклад посвященный особенностям применения цифровых фотографических технологий. Отдельного внимания заслужили мастер-классы по психологии, в рамках которых были затронуты проблемы воздействия современных цифровых технологий на представителей молодого поколения, показаны приемы и тренинги, позволяющие решить трудности адаптации к современной информационной среде, а также представленные в рамках секционных выступлений разработки участников в сфере создания современной информационно-образовательной среды высших учебных заведений, технологий онлайн-обучения, виртуальных и аналоговых лабораторий, цифровых средств моделирования и анализа в научно-образовательной сфере, а также цифровых обучающих программ по различным образовательным направлениям (физике, музыке, медицине и т.д.). Состоялись полноценные дискуссии по проблемам стратегического развития информационной сферы в образовании и науке, а также по вопросам психологической адаптации обучающихся к информационным технологиям экономико-технологических укладов 5-го и 6-го поколения. Проведен Международный конкурс «Медиапроекты в педагогической деятельности преподавателя ВУЗа», в рамках которого было рассмотрено и номинировано 16 проектов по различным направлениям образовательной деятельности.

По итогам конференции издан 3-й номер рецензируемого журнала «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ» (печатная версия) и сборник трудов конференции «Наука. Информатизация. Технологии. Образование» (электронная версия). Оба издания зарегистрированы в РИНЦ (www.elibrary.ru) и находятся в открытом доступе на сайте конференции, также, как и ряд значимых презентаций докладов участников конференции. Большая часть очных участников прошла повышение квалификации по программе «Информационные технологии в образовании» (модуль «Онлайн-обучение: методические аспекты»).По итогам конференции издан 3-й номер рецензируемого журнала «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ» (печатная версия) и сборник трудов конференции «Наука. Информатизация. Технологии. Образование» (электронная версия). Оба издания зарегистрированы в РИНЦ (www.elibrary.ru) и находятся в открытом доступе на сайте конференции, также, как и ряд значимых презентаций докладов участников конференции. Большая часть очных участников прошла повышение квалификации по программе «Информационные технологии в образовании» (модуль «Онлайн-обучение: методические аспекты»).

По итогам конференции были приняты следующие решения.

Министерству науки и высшего образования РФ и высшим учебным заведениям, разрабатывающим образовательные программы в сфере информационных технологий, рекомендовать:

1. Обратить внимание на целесообразность, последовательность и эффективность внедрения цифровых технологий в образовательную среду высших учебных заведений. В настоящее время происходит усложнение структуры системы образования, связанное с появлением и внедрением в образовательный процесс онлайн-курсов, адаптивных тестов, геймифицированного и смешанного обучения, перевернутых классов, применение технологий машинного обучения, искусственного интеллекта, использование систем управления обучением (LMS) и т.д. Проекты цифровой трансформации образовательной среды в настоящее время в большинстве ВУЗов реализуются в рамках отдельных стратегических программ и затрагивают фактически все сферы образовательной деятельности. Проекты, реализуемые ВУЗами, включают в себя создание электронной информационной среды, разработку курсов дистанционного и онлайн-обучения, внедрение современных (компьютерных, мобильных, аудио- и видео) цифровых технологий в образовательный процесс и т.д. Больших успехов, достигли, например, разработчики программ в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» портала «Ресурса одного окна» Национальной платформы открытого образования, который к настоящему времени объединил разные платформы онлайн-обучения различных образовательных организаций и должен стать основой для взаимодействия работодателей и их потенциальных сотрудников, обучающихся на онлайн-курсах. Количество подобных курсов растёт (в том числе и во вневузовской сфере), возрастает и роль межвузовского взаимодействия при их реализации. Развитие систем открытого образования должно способствовать индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, расширению возможностей для университетов в плане возмещения ими недостающих ресурсов, создания новых направлений подготовки в сетевом взаимодействии между вузами, оптимизации расходов на реализацию образовательных программ, повышению качества обучения и конкурентоспособности на образовательном рынке. У ВУЗов, реализующих образовательные программы, появился выбор онлайн-курсов, которые могут быть включены в учебный план студентов по конкретной программе, а также возможность зачёта результатов обучения по итогам освоения данных онлайн-курсов. Хорошие показатели в сфере цифровизации образовательной среды, которые в настоящее время демонстрируют ВУЗы федерального и национально-исследовательского статуса могут послужить ориентиром для развития и внедрения апробированных ими технологий в ВУЗах регионального масштаба и специализированных профилей.

Вместе с тем, до сих пор существует много нерешенных проблем в развитии и реализации онлайн-обучения, связанных с распределением учебной нагрузки, финансированием технологий создания курсов, их дисциплинарным наполнением, экспертизой их качества и разработки единых стандартов оценки и зачета результатов их прохождения и т.д. Участники конференции, в целом, поддерживают высказанное министром науки и высшего образования В.Н. Фальковым мнение о недопустимости полной замены очной формы образования на онлайн-обучение, особенно в рамках получения первого высшего образования. Очевидно, что подобные технологии должны применяться в рамках смешанного обучения и давать возможность получения дополнительного образования по технологиям непрерывного обучения. Следует учитывать обоснованные опасения образовательного сообщества, связанные с тем, что бесконтрольное и нерегламентированное внедрение таких технологий в образовательный процесс может привести к вытеснению высококвалифицированных кадров из сферы образования, негативно повлиять на качество обучения, разрушение имеющихся экосистем высших учебных заведений. Обязательность использования в учебном процессе высших учебных заведений средств и технологий, объединенных в рамках электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), должно сопровождаться разработкой регламентов, учитывающих как функциональное наполнение подобных проектов, так и увеличение объема учебной нагрузки, связанной с работой преподавателя в рамках ЭИОС. Для успешного внедрения ЭИОС в ВУЗах необходимы мероприятия по обучению преподавателей, стимулированию применения ими ЭИОС, упрощению технологий и повышению их функциональности, развитие различных форм обратной связи и т.д.

2. Требуется выработка государственной политики в сфере развития цифровых платформ (ЦП) в научно-образовательной сфере. Каждая отдельная ЦП должна развиваться как бизнес-модель, что вызывает проблему самостоятельной разработки современных и высокоэффективных ЦП на уровне исследовательских институтов, школ, университетов и научно-образовательных сообществ. Для этого требуется государственная поддержка и регулирование действующей цифровой экосистемы с большим числом участников, обеспечивающих разнообразие новых перспективных технологий в науке и образовании (онлайн-платформы, разработчики и поставщики оборудования и программного обеспечения, проектировщики классов и помещений, IT-компании). При этом государство должно использовать ЦП в целях развития наукоемких секторов экономики и экономической/политической экспансии, но не должно допустить цифровой монополизации данных секторов рынка. При этом развитие цифровых платформ не должно происходить в рамках строгого государственного регулирования, а иметь возможности для реализации как коммерчески, так и общественно значимых частных инициатив, направленных на повышение эффективности научно-образовательной деятельности. В этой связи, для всех игроков на данном высокотехнологичном и наукоемком рынке возникает задача, связанная с поиском баланса между усилиями, направленными с одной стороны на развитие ЦП, а с другой – на их регулирование в интересах всех групп пользователей. Для иллюстрации негативного примера неэффективного регулирования следует обратить внимание на претензии, выдвигаемые исполнителями программ в рамках Государственных заданий Минобрнауки, связанные с исполнением требований министерства о переходе всех форм отчетно-аналитической деятельности на цифровой портал госотчетности (wnir.ru), при очевидных просчетах разработчиков портала по созданию удобного и доступного интерфейса платформы и его реальной неготовности к отчетному периоду 2019 года. Одним из перспективных в этом отношении решений может стать использование в качестве операторов подобных цифровых платформ специально созданных центров компетенций (в том числе по сквозным технологиям), обеспечивающих как деятельность самой платформы, так и взаимодействие представителей системы образования, бизнеса и исследователей, для реализации механизмов ускоренного внедрения технологических инноваций и подготовки кадров для исследований и разработок.

3.Следует также обратить внимание на проблемы планирования в рамках государственных программ в информационной сфере – отрыв показателей проектов от развития реальной экономики, ведомственный подход, необходимость настройки отношений между субъектами проектов и т.д. Для достижения эффективных результатов при реализации нацпроектов «Образование» и «Наука», Национальной технологической инициативы (НТИ-2035), Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, программы "Цифровая экономика Российской Федерации" необходимо своевременное формирование дорожных карт в рамках данных проектов, государственная и внебюджетная поддержка проектов на конкурсной основе с последующим своевременным их финансированием. Упомянутые программы имеют серьёзную направленность на первоочередное использование информационных технологий с учетом изменений, происходящих в рамках общественного перехода к 5-му и 6-му технологическим укладам и, в свою очередь, определяют контуры будущего на основе интегрального рассмотрения вопросов развития науки, промышленности, экономики и образования.

При формировании научно-образовательной политики следует обратить внимание на фактически оформившийся рынок EduNet и рекомендовать ВУЗам и бизнес-структурам более активно и заинтересованно участвовать в его развитии. Ориентация исследовательской и образовательной деятельности отечественных университетов и научных институтов на технологические направления НТИ – таких как искусственный интеллект, биотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика, системы искусственного интеллекта, CALS- и САПР-технологии, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы и т.д. – позволит им быть востребованными на горизонте ближайших 20 лет со стороны не только высокотехнологичных отраслей отечественной экономики, но и государства и общества в целом. Следует активно поддерживать частную инициативу в данной сфере с учетом опыта развития подобных проектов в мире – через целевые государственные программы и краудфандинговые проекты. В рамках различных форм государственного финансирования (через систему госзаданий, конкурсную поддержку стартапов, центров компетенций и т.д.) следует избегать имеющиеся перекосы в региональных и структурных направлениях развития и поддержки, а со стороны образовательного сообщества необходима поддержка упомянутых инициатив, готовность и вовлеченность в планы по их реализации. Подобные проекты должны развиваться в рамках стимулирующей поддержки, а не характерного для сферы общего образования ограничительного контроля и выступать в качестве всё более доступной сферы дополнительного образования с широкими вариативными возможностями.

Одним из направлений поддержки со стороны государства могут стать инновационные площадки или платформы, на которых разрабатываются и тиражируются научно-педагогические и учебно-методические проекты, предполагающие одновременно еще и модернизацию организационных, кадровых, правовых, экономических условий развития образовательных организаций. В рамках подобной деятельности можно решить проблемы реализации инновационной и экспериментальной образовательной деятельности, связанной с жестким соблюдением федеральных образовательных стандартов. В большей степени свобода и качество инновационной образовательной деятельности проявляется при реализации образовательных программ согласно самостоятельно установленных стандартов. Для создания региональных инновационных пространств можно сделать акцент на создание сетевых многомодульных центров компетенций в субъектах РФ, обеспечивающих опережающее образование и его экспорт, фундаментальные междисциплинарные научные исследования, социальные инновации, трансформацию деятельности некоммерческого сектора, агрегацию идей для промышленных предприятий, сельскохозяйственных производств и иных предпринимателей; продвижение проектов в согласованном виде с органами государственной власти и местного самоуправления в рамках национальных проектов.

4. Необходимо обратить внимание на то, что увеличение числа обучаемых по направлениям ИКТ студентов, а также ориентация на задачи национальных проектов, широкое внедрение в образовательный процесс принципов и методов НТИ, Стратегии НТР РФ, программы «Цифровая экономика» и т.д., требует помимо обязательного обучения по дисциплинам информационного направления параллельного увеличения внимания к фундаментальной части образования студентов – по математическим и естественнонаучным дисциплинам. Следует обратить внимание на необходимость обучения дискретной математике и математической логике, как основам понимания современных информационно-вычислительных процедур. Переход на стандарты ФГОС 3++, с учетом увеличения объема практической подготовки студентов не должно приводить к существенному уменьшению, а иногда и исчезновению вышеперечисленных направлений подготовки. В образовательных технологиях по инженерно-техническим и естественнонаучным направлениям следует активно использовать современные электронные и информационные средства обучения, основанные на цифровых методах измерения и обработки данных, мультимедийных и дистанционных технологиях, разумно сочетая их с аналоговыми средствами и формами.

5. Переход на новые информационные образовательные технологии затрагивает, в отличие от предшествующих технологических изменений фактически все сферы общественной жизни и требует внимания не только к технологическим, но и к психолого-физиологическим аспектам данного процесса. В качестве примера, следует упомянуть необходимость учета в процессе обучения особенностей психологического и физиологического восприятия информации современным поколением обучающихся, проблему профессионального и жизненного выбора в условиях быстро меняющегося рынка труда, выявленные различия результативности обучения с использованием электронных и традиционных способов и т.д. Данные вопросы требуют более глубокого изучения с учетом непрерывно меняющихся реалий современного информационного общества.


  1. Программа конференции
  2. Сборник
  3. Журнал НИТО №3 (cписок статей)
  4. Фотографии:
    DSC_1192_small.jpg DSC_1194_small.jpg DSC_1195_small.jpg DSC_1196_small.jpg DSC_1197_small.jpg DSC_1200_small.jpg DSC_1202_small.jpg DSC_1203_small.jpg DSC_1204_small.jpg DSC_1207_small.jpg DSC_1215_small.jpg DSC_1221_small.jpg DSC_1223_small.jpg DSC_1224_small.jpg DSC_1226_small.jpg DSC_1227_small.jpg DSC_1229_small.jpg DSC_1231_small.jpg DSC_1237_small.jpg DSC_1245_small.jpg DSC_1258_small.jpg DSC_1268_small.jpg DSC_1269_small.jpg DSC_1274_small.jpg DSC_1286_small.jpg DSC_1331_small.jpg DSC_1339_small.jpg DSC_1344_small.jpg DSC_1345_small.jpg DSC_1347_small.jpg DSC_1348_small.jpg DSC_1350_small.jpg DSC_1351_small.jpg DSC_1376_small.jpg DSC_1382_small.jpg DSC_1389_small.jpg DSC_1391_small.jpg DSC_1409_small.jpg DSC_1410_small.jpg DSC_1411_small.jpg DSC_1421_small.jpg DSC_1429_small.jpg DSC_1431_small.jpg DSC_1454_small.jpg DSC_1456_small.jpg DSC_1457_small.jpg DSC_1460_small.jpg DSC_1467_small.jpg DSC_1470_small.jpg DSC_1475_small.jpg DSC_1478_small.jpg DSC_1487_small.jpg DSC_1490_small.jpg DSC_1498_small.jpg DSC_1500_small.jpg DSC_1501_small.jpg DSC_1509_small.jpg DSC_1514_small.jpg DSC_1515_small.jpg DSC_1516_small.jpg DSC_1517_small.jpg DSC_1518_small.jpg DSC_1519_small.jpg DSC_1520_small.jpg DSC_1521_small.jpg DSC_1522_small.jpg DSC_1523_small.jpg DSC_1524_small.jpg DSC_1525_small.jpg DSC_1526_small.jpg DSC_1528_small.jpg DSC_1529_small.jpg DSC_1530_small.jpg DSC_1531_small.jpg DSC_1532_small.jpg DSC_1533_small.jpg DSC_1535_small.jpg DSC_1539_small.jpg DSC_1541_small.jpg DSC_1542_small.jpg DSC_1544_small.jpg DSC_1545_small.jpg DSC_1546_small.jpg DSC_1548_small.jpg DSC_1552_small.jpg DSC_1556_small.jpg DSC_1557_small.jpg DSC_1559_small.jpg DSC_1560_small.jpg DSC_1561_small.jpg DSC_1576_small.jpg DSC_1580_small.jpg DSC_1581_small.jpg DSC_1585_small.jpg DSC_1586_small.jpg DSC_1587_small.jpg DSC_1588_small.jpg DSC_1589_small.jpg DSC_1590_small.jpg DSC_1605_small.jpg DSC_1612_small.jpg DSC_1613_small.jpg DSC_1614_small.jpg DSC_1615_small.jpg DSC_1616_small.jpg DSC_1617_small.jpg DSC_1627_small.jpg DSC_1628_small.jpg DSC_1629_small.jpg DSC_1630_small.jpg DSC_1636_small.jpg DSC_1638_small.jpg DSC_1639_small.jpg DSC_1640_small.jpg