12-ая Международная научно-практическая конференция

«НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ НИТО-2019»

г. Екатеринбург - г. Магнитогорск (ГЛК «Абзаково»), 25 февраля-1 марта 2019 г.

Итоги конференции

Завершила работу 12-ая Международная научно-практическая конференция «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ» (НИТО-2019), проходившая с 25 февраля по 1 марта 2019 г. в г. Магнитогорск (ГЛК «Абзаково»). Организатором конференции выступил ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) и Научный центр Российской академии образования РГППУ совместно с организациями-партнерами: Уральским Федеральным университетом имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Физико-технологический институт, кафедра экспериментальной физики) и ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (Институт энергетики и автоматизированных систем, кафедра бизнес информатики и ИТ), при поддержке Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН (г. Москва).

В конференции участвовало свыше 160 представителей образовательных учреждений из 33 городов различных регионов России, а также преподаватели из Казахстана, Белоруссии, Узбекистана и Болгарии. В рамках конференции были проведены пленарное заседание и работа по 4-м секциям, на которых было представлено и обсуждено свыше 60 докладов. Наибольший интерес у участников вызвала работа секции «Методические аспекты использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении» (78 участников и 24 очных доклада), а также работа секции, посвященной применению онлайн-технологий и цифровых решений в научно-образовательной сфере (45 участников). Большое внимание вызвал проведенный мастер-класс, посвященный истории появления и развития фотографических технологий, а также представленные в рамках секционных выступлений разработки участников в сфере онлайн-обучения, виртуальных и аналоговых лабораторий, а также цифровых обучающих программ по различным образовательным направлениям (физике, музыке, медицине и т.д.). Состоялись полноценные дискуссии по проблемам стратегического развития информационной сферы в образовании и науке, а также по вопросам психологической адаптации обучающихся к информационным технологиям технологических укладов 5-го и 6-го поколения.

По итогам конференции издан 2-й номер рецензируемого журнала «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ» (печатная версия) и сборник трудов конференции «Наука. Информатизация. Технологии. Образование» (электронная версия). Оба издания зарегистрированы в РИНЦ (www.elibrary.ru) и находятся в открытом доступе на сайте конференции, также, как и ряд значимых презентаций докладов участников конференции. Большая часть очных участников прошла повышение квалификации по программе «Информационные технологии в образовании» (модуль «Онлайн-обучение: методические аспекты»).

По итогам конференции были приняты следующие решения.

Министерству науки и высшего образования РФ и высшим учебным заведениям, разрабатывающим образовательные программы в сфере информационных технологий, рекомендовать:

1. При разработке современных концепций информатизации образования и общеобразовательных программ в ВУЗах, при оценке проектов в научно-образовательной сфере учитывать цели и задачи, сформулированные в рамках нацпроектов «Образование» и «Наука», Национальной технологической инициативы (НТИ-2035), Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, программы "Цифровая экономика Российской Федерации". Упомянутые программы имеют серьёзную направленность на первоочередное использование информационных технологий с учетом изменений, происходящих в рамках общественного перехода к 5-му и 6-му технологическим укладам и, в свою очередь, определяют контуры будущего на основе интегрального рассмотрения вопросов развития науки, промышленности, экономики и образования. Следует, однако, также обратить внимание на проблемы планирования в рамках государственных программ в информационной сфере – отрыв показателей проектов от развития реальной экономики, ведомственный подход, необходимость настройки отношений между субъектами проектов и т.д.

2. Среди упомянутых проектов Национальная технологическая инициатива, фактически является программой, наиболее нацеленной на достижение прорывных показателей, характерных для технологий 5-го и 6-го уклада и решает задачу обеспечения компаний кадрами нового типа на построении системы раннего выявления и развития талантов, создании среды, позволяющей этим талантам реализовать свой потенциал (Кружковое движение, Университет 20.35, Олимпиады НТИ, центры компетенций НТИ и т.д.). При формировании научно-образовательной политики следует обратить внимание на фактически оформившийся рынок EduNet и рекомендовать ВУЗам более активно и заинтересованно участвовать в его развитии. Ориентация исследовательской и образовательной деятельности отечественных университетов и научных институтов на технологические направления НТИ – таких как искусственный интеллект, биотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика, системы искусственного интеллекта, CALS-технологии, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы и т.д. – позволит им быть востребованными на горизонте ближайших 20 лет со стороны не только высокотехнологичных отраслей отечественной экономики, но и государства и общества в целом. Следует активно поддерживать частную инициативу в данной сфере с учетом опыта развития подобных проектов в мире – через целевые государственные программы и краудфандинговые проекты. В рамках различных форм государственного финансирования (через систему госзаданий, конкурсную поддержку стартапов, центров компетенций и т.д.) следует избегать имеющиеся перекосы в региональных и структурных направлениях развития и поддержки, а со стороны образовательного сообщества необходима поддержка упомянутых инициатив, готовность и вовлеченность в планы по их реализации. Подобные проекты должны развиваться в рамках стимулирующей поддержки, а не характерного для сферы общего образования ограничительного контроля и выступать в качестве всё более доступной сферы дополнительного образования с широкими вариативными возможностями.

3. Отдельное внимание, с учетом сформулированных в программах государственного развития задач, следует обратить на внедрение онлайн-курсов в образовательные программы всех уровней подготовки. Неплохие результаты, достигнуты, например, при создании в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» портала «Ресурса одного окна» Национальной платформы открытого образования, который к настоящему времени объединил разные платформы онлайн-обучения различных образовательных организаций и должен стать основой для взаимодействия работодателей и их потенциальных сотрудников, обучающихся на онлайн-курсах. У ВУЗов, реализующих образовательные программы, появился выбор онлайн-курсов, которые могут быть включены в учебный план студентов по конкретной программе, а также возможность зачёта результатов обучения по итогам освоения данных онлайн-курсов. Количество подобных курсов растёт (в том числе и во вневузовской сфере), возрастает и роль межвузовского взаимодействия при их реализации. Развитие систем открытого образования должно способствовать индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, расширению возможностей для университетов в плане возмещения ими недостающих ресурсов, создания новых направлений подготовки в сетевом взаимодействии между вузами, оптимизации расходов на реализацию образовательных программ, повышению качества обучения и конкурентоспособности на образовательном рынке.

Однако, до сих пор существует много нерешенных проблем в развитии и реализации онлайн-обучения, связанных с распределением учебной нагрузки, финансированием технологий создания курсов, их дисциплинарным наполнением, экспертизой их качества и разработки единых стандартов оценки и зачета результатов их прохождения и т.д. Следует учитывать обоснованные опасения образовательного сообщества, связанные с тем, что бесконтрольное и нерегламентированное внедрение таких технологий в образовательный процесс может привести к вытеснению высококвалифицированных кадров из сферы образования, негативно повлиять на качество обучения. В этой связи можно обратить внимание на модель системы оценки качества онлайн-курсов, разрабатываемой УрФУ, а также на опыт УрФУ по аккредитации образовательных программ, использующих онлайн-курсы. Обязательность использования в учебном процессе высших учебных заведений средств и технологий, объединенных в рамках электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), должно сопровождаться разработкой регламентов, учитывающих как функциональное наполнение подобных проектов, так и увеличение объема учебной нагрузки, связанной с работой преподавателя в рамках ЭИОС. Для успешного внедрения ЭИОС в ВУЗах необходимы мероприятия по обучению преподавателей, стимулированию применения ими ЭИОС, упрощению технологий и повышению их функциональности, развитие различных форм обратной связи и т.д.

4. Необходимо обратить внимание на то, что увеличение числа обучаемых по направлениям ИКТ студентов, а также ориентация на задачи национальных проектов, широкое внедрение в образовательный процесс принципов и методов НТИ, Стратегии НТР РФ, программы «Цифровая экономика» и т.д., требует помимо обязательного обучения по дисциплинам информационного направления параллельного увеличения внимания к фундаментальной части образования студентов – по математическим и естественнонаучным дисциплинам. Следует обратить внимание на необходимость обучения дискретной математике и математической логике, как основам понимания современных информационно-вычислительных процедур. Переход на стандарты ФГОС 3++, с учетом увеличения объема практической подготовки студентов не должно приводить к существенному уменьшению, а иногда и исчезновению вышеперечисленных направлений подготовки. В образовательных технологиях по инженерно-техническим и естественнонаучным направлениям следует активно использовать современные электронные и информационные средства обучения, основанные на цифровых методах измерения и обработки данных, мультимедийных и дистанционных технологиях, разумно сочетая их с аналоговыми средствами и формами.

5. Переход на новые информационные образовательные технологии затрагивает, в отличие от предшествующих технологических изменений фактически все сферы общественной жизни и требует внимания не только к технологическим, но и к психолого-физиологическим аспектам данного процесса. В качестве примера, следует упомянуть необходимость учета в процессе обучения особенностей психологического и физиологического восприятия информации современным поколением обучающихся, проблему профессионального и жизненного выбора в условиях быстро меняющегося рынка труда, выявленные различия результативности обучения с использованием электронных и традиционных способов и т.д. Данные вопросы требуют более глубокого изучения с учетом непрерывно меняющихся реалий современного информационного общества.


  1. Программа конференции
  2. Сборник
  3. Презентации:
  4. Фотографии:
    НИТО-2019 (114).jpg НИТО-2019 (120).jpg НИТО-2019 (121).jpg НИТО-2019 (123).jpg НИТО-2019 (124).jpg НИТО-2019 (132).jpg НИТО-2019 (14).jpg НИТО-2019 (146).jpg НИТО-2019 (149).jpg НИТО-2019 (15).jpg НИТО-2019 (158).jpg НИТО-2019 (182).jpg НИТО-2019 (184).jpg НИТО-2019 (193).jpg НИТО-2019 (195).jpg НИТО-2019 (196).jpg НИТО-2019 (199).jpg НИТО-2019 (200).jpg НИТО-2019 (205).jpg НИТО-2019 (206).jpg НИТО-2019 (209).jpg НИТО-2019 (214).jpg НИТО-2019 (217).jpg НИТО-2019 (22).jpg НИТО-2019 (225).jpg НИТО-2019 (228).jpg НИТО-2019 (23).jpg НИТО-2019 (231).jpg НИТО-2019 (233).jpg НИТО-2019 (240).jpg НИТО-2019 (241).jpg НИТО-2019 (244).jpg НИТО-2019 (247).jpg НИТО-2019 (257).jpg НИТО-2019 (26).jpg НИТО-2019 (266).jpg НИТО-2019 (275).jpg НИТО-2019 (278).jpg НИТО-2019 (28).jpg НИТО-2019 (281).jpg НИТО-2019 (285).jpg НИТО-2019 (30).jpg НИТО-2019 (35).jpg НИТО-2019 (37).jpg НИТО-2019 (44).jpg НИТО-2019 (50).jpg НИТО-2019 (56).jpg НИТО-2019 (61).jpg НИТО-2019 (63).jpg НИТО-2019 (66).jpg НИТО-2019 (69).jpg НИТО-2019 (77).jpg НИТО-2019 (89).jpg НИТО-2019 (92).jpg НИТО-2019 (93).jpg НИТО-2019 (96).jpg
  5. Запись трансляции конференции: