11-ая Международная научно-практическая конференция

«НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ НИТО-2018»

г. Екатеринбург - г. Магнитогорск (ГЛК «Абзаково»), 26 февраля-2 марта 2018 г.

Итоги конференции

Завершила работу 11-ая Международная научно-практическая конференция «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ» (НИТО-2018)), проходившая 26 февраля - 2 марта 2018 года. Организатором конференции выступил ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург) совместно с организациями-партнерами: Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (г. Магнитогорск), АНОВО "Международный университет в Москве".

В конференции участвовало свыше 190 представителей образовательных учреждений различных регионов России, а также преподаватели из Казахстана и Польши. В рамках конференции были проведены пленарное заседание и работа по 7 секциям, на которых было представлено и обсуждено свыше 120 докладов. Наибольший интерес у участников вызвала работа секции «Инновационные ИТ-решения для образования и науки» (51 участник), а также работа 3-х секций, посвященных электронным образовательным и научным ресурсам, методике применения информационных и телекоммуникационных технологий в обучении использованию средств ИКТ в образовательном процессе (всего 75 участников). Большой интерес вызвали проведенные мастер-классы по разработкам в сфере мобильных приложений ЗАО Корпорации «Диполь», а также применению программ и средств математической обработки в образовательной среде. Состоялись полноценные дискуссии по проблемам развития и внедрения открытых образовательных курсов в системе высшего образования.

По итогам конференции издан журнал (печатная версия) и сборник трудов (электронная версия) конференции (оба зарегистрированы в РИНЦ – www.elibrary.ru).

По итогам конференции были приняты следующие решения.

Министерству образования и науки РФ и высшим учебным заведениям, разрабатывающим образовательные программы в сфере информационных технологий, рекомендовать:

1. При разработке современных концепций информатизации образования и общеобразовательных программ в ВУЗах, учитывать цели и задачи, сформулированные в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ-2035), Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, программы "Цифровая экономика Российской Федерации". В модели НТИ задача обеспечения компаний кадрами нового типа основывается, с одной стороны, на проектировании технологий, формирующих перспективные рынки, и компетенций, необходимых для генерации прорывных решений, а с другой стороны, – на построении системы раннего выявления и развития талантов, создании среды, позволяющей этим талантам реализовать свой потенциал. Ориентация исследовательской и образовательной деятельности отечественных университетов и научных институтов на технологические направления НТИ – таких как искусственный интеллект, системы распределенного реестра, квантовые технологии, новые и портативные источники энергии, новые производственные технологии, сенсорику и компоненты робототехники, технологии беспроводной связи, технологии управления свойствами биологических объектов, нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей, – позволит им быть востребованными на горизонте ближайших 20 лет со стороны не только высокотехнологичных отраслей отечественной экономики, но и государства и общества в целом. В рамках вышеперечисленных программ планируются различные формы государственной поддержки отечественного образования – через систему госзаданий, путём поддержки стартапов, через создание в ВУЗах центров НТИ, через увеличение числа обучающихся по направлениям ИКТ и т.д. Со стороны образовательного сообщества необходима поддержка упомянутых инициатив, готовность и вовлеченность в планы по их реализации.

2. Особое внимание, с учетом специфики развития образовательных процессов, следует обратить на развитие технологий и методологии внедрения в учебный процесс открытых образовательных программ. Развитие систем открытого образования должно способствовать индивидуализации образовательных траекторий обучающихся, расширению возможностей для университетов в плане возмещения ими недостающих ресурсов, создания новых направлений подготовки в сетевом взаимодействии между вузами, оптимизации расходов на реализацию образовательных программ, повышению качества обучения и конкурентоспособности на образовательном рынке. В настоящий момент существует много нерешенных проблем в развитии и реализации онлайн-обучения, связанных с регламентацией учебной нагрузки, финансированием технологий создания курсов, их дисциплинарным наполнением, экспертизой их качества и разработки единых стандартов оценки и зачета результатов их прохождения и т.д. В качестве решения последней проблемы имеет смысл обратить внимание на модель системы оценки качества онлайн-курсов, разрабатываемой УрФУ, включающую в себя набор регламентов, критериев, принципов, методик, информационных сервисов и других компонентов, обеспечивающих регламентацию и информационное обеспечение процедур оценки качества онлайн-курсов с участием представителей образовательных организаций, специалистов и экспертов в области онлайн-образования и смежных и прикладных областей знаний, пользователей и слушателей онлайн-курсов, независимых организаций и профессиональных сообществ, имеющих признанный опыт и наработки в области лучших практик онлайн-образования, а также автоматизированных средств обработки больших данных учебной аналитики.

3. Обязательность использования в учебном процессе высших учебных заведений средств и технологий, объединенных в рамках электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), должно сопровождаться разработкой регламентов, учитывающих как функциональное наполнение подобных проектов, так и увеличение объема учебной нагрузки, связанной с работой преподавателя в рамках ЭИОС. Для успешного внедрения ЭИОС в ВУЗах необходимы мероприятия по обучению преподавателей, стимулированию применения ими ЭИОС, упрощению технологий и повышению их функциональности, развитие различных форм обратной связи и т.д.

4. Необходимо обратить внимание на то, что увеличение числа обучаемых по направлениям ИКТ студентов, а также широкое внедрение в образовательный процесс принципов и методов НТИ, Стратегии НТР РФ, программы «Цифровая экономика» и т.д., требует параллельного увеличения внимания к фундаментальной части образования студентов – по математическим и естественнонаучным дисциплинам. Следует обратить внимание на необходимость обучения дискретной математике и математической логике, как основам понимания современных информационно-вычислительных процедур.

5. В процессе совершенствования образовательных технологий по инженерно-техническим и естественнонаучным направлениям следует активно использовать современные электронные и информационные средства обучения, основанные на цифровых методах измерения и обработки данных, мультимедийных и дистанционных технологиях, разумно сочетая их с аналоговыми средствами и формами.


  1. Программа конференции
  2. Сборник
  3. Презентации:
  4. Фотографии:
    DSC00822.JPG DSC00837.JPG DSC00854.JPG DSC00856.JPG DSC00877.JPG DSC00899.JPG DSCN6403.JPG DSC_6884.JPG DSC_6894.JPG DSC_7133.JPG IMG_7947.JPG P1150617.jpg P1150618.jpg